Информационный блок №1

Оказание первой неотложной доврачебной помощи пострадавшим и больным. Несчастный случай. Начальная оценка состояния пострадавшего (Первичный осмотр). Общий осмотр (Вторичное обследование). Медицинская сортировка и несчастные случаи с большим количеством пострадавших.

Цель учебного занятия: Обучение знаниям и навыкам по оказания первой неотложной доврачебной помощи пострадавшим и больным.

Задачи:

  1. Способствовать развитию умения оценить состояния больного.
  2. Усвоение студентами общих принципов и овладение навыками основных методов оказания неотложной доврачебной помощи.
  3. Усвоение студентами общих принципов и овладение навыками первичного и вторичного осмотра, сортировки больных с большим количеством пострадавших.

Студент должен знать:

  • понятие об катастрофах.
  • клиника и диагностика состояний при несчастных случаях
  • правильное оказание первой неотложной доврачебной помощи

Студент должен уметь:

  • Проводить диагностические критерии и методы обследования пациентов при несчастных случаях.
  • Овладеть умениями и навыками проведения первой доврачебной неотложной помощи при несчастных случаях.

Оказание первой неотложной доврачебной помощи пострадавшим и больным.

Любой человек, который имеет и будет иметь в будущем высшее образование (в настоящее время студент как медицинских, так и немедицинских высших образовательных учреждений) должен уметь оказывать первую неотложную (доврачебную) медицинскую помощь. Данное пособие поможет овладеть знаниями и навыками на уровне начальной компетенции с позиций студента. С помощью лимитированных ресурсов студент реагирует на запросы о неотложной помощи с тем, чтобы оказать эффективную и незамедлительную помощь больным и травмированным пациентам.

Студент должен:

  1. Сохранять собственную безопасность, пациента и очевидцев.
  2. Осуществить доступ к пациенту.
  3. Провести оценку состояния пациента для определения жизнеугрожающих проблем.
  4. Уведомить дополнительные силы службы неотложной медицинской помощи.
  5. Оказать помощь, основываясь на данных оценки состояния.
  6. Оказывать содействие другим работникам службы неотложной медицинской помощи (СНМП).
  7. Принимать участие в документировании и сборе информации.
  8. Действовать в качестве связующего звена с работниками системы безопасности.
  9. Проводить подготовку пациента к перемещению и транспортировке.
  10. Действовать в нетипичных обстоятельствах.
  11. Обладать базовыми знаниями об изоляции биологических субстанций организма.
  12. Понимать основные медико-правовые принципы.
  13. Действовать в рамках объема помощи, определенного государственными, региональными и местными регулирующими инстанциями.
  14. Соблюдать правила обращения с умершими, защиты имущества и сохранения вещественных доказательств на месте происшествия на период до прибытия дополнительных сил СНМП.

До начала оказания помощи пациенту студент должен оценить степень безопасности пребывания на месте происшествия, определить тип травмы или характер заболевания и общее количество пострадавших, и, при необходимости, вызвать дополнительную помощь. С помощью ограниченных ресурсов студент оказывает неотложную помощь взрослым, детям и новорожденным, основываясь на результатах оценки ситуации.

Обязанности включают в себя, помимо прочего:

  • Обеспечение проходимости дыхательных путей.
  • Искусственную вентиляцию легких.
  • Сердечно-легочную реанимацию.
  • Обеспечение неотложной медицинской помощи при простой и множественной травме, как:

— остановка кровотечения

— перевязка ран

— иммобилизация поврежденных конечностей вручную.

  • Обеспечение неотложной медицинской помощи при родах, общих медицинских жалобах, нарушенном неврологическом статусе, судорогах, неотложных состояниях, связанных с воздействием окружающей среды, неотложных состояниях, связанных с поведением, и психологическом кризисе.
  • Умение успокоить пациентов и сторонних лиц, работая уверенно и эффективно.
  • Умение избежать ошибок и ненужной спешки, стремясь при этом быстро выполнить свою задачу.

Другие обязанности

 

  1. В тех случаях, когда пациента необходимо освободить из-под завалов, вытянуть из машины и т.п., определяет объем поражений и помогает другим специалистам «103» в оказании неотложной помощи и защите пациента.
  2. Выполняет мероприятия СНМП и оказывает помощь другим специалистам СНМП в  применении  необходимых  методов  и  приспособлений  для безопасного извлечения пострадавшего.
  3. По указанию и под руководством других специалистов СНМП помогает нести носилки, помещает их в машину скорой помощи и следит за тем, чтобы носилки и пациент были надежно зафиксированы.
  4. Сообщает непосредственно той станции СНМП или коммуникационному центру, который откликнулся, о характере и объеме повреждений.
  5. Ожидая прибытия дополнительных сил СНМП, постоянно проводит оценку состояния пациента. По необходимости оказывает дополнительную помощь.
  6. Устно сообщает бригаде «103» о своих наблюдениях и об оказанной  неотложной  помощи. По просьбе бригады «103» оказывает помощь в ее работе.
  7. После каждого вызова пополняет использованные запасы, чистит все оборудование согласно соответствующим методикам дезинфицирования и тщательно проверяет все оборудование, чтобы убедиться в его готовности для следующего вызова.
  8. Проходит курсы повышения квалификации и участвует в программах последипломного образования, как того требуют работодатели, медицинские высшие инстанции и органы лицензирования и сертификации.

Несчастный случай

  1. Несчастный случай
Определение: Событие, вызванное природным фактором или деятельностью человека, требующее вмешательства персонала службы неотложной помощи для предотвращения или снижения человеческой смертности и повреждений объектов собственности и окружающей среды.

Вызов на помощь

Информация, которую необходимо передать:

  1. Адрес/ место расположения
  2. Определить тип вызова помощи (по телефону, по рации, лично и др.)
  3. Тип происшествия (что происходит)
  4. Пострадавшие (количество и состояние)
  5. Предпринятые действия

Ответные действия

Должны быть учтены следующие факторы

  • День недели (дорожное движение, и т.д.)
  • Время суток (школа, рабочие часы, люди дома и т.д.)
  • Погода (дождь, ветер, ураган, и т.д.)
  • Общественные беспорядки
  • Топография (извилистые дороги и т.д.)
  • Опасные материалы (утечка топлива, радиация и т.д.)
  • Пути доступа (автострады, перекрестки, мосты, высота, ширина,
  • состояние дороги и т.д.)
  • Силовые линии

Правильная постановка транспортного средства

      

Типы происшествий

  • Столкновение транспортных средств
  • Пожар зданий
  • Природные катастрофы
  • Спасение из воды
  • Неотложное медицинское состояние
  • Опасные материалы
  • Обрушение зданий
  • Электрические
  • Происшествия с летательными аппаратами

Механизм повреждения /характер заболевания

Определить механизм повреждения – значит оценить те силы, которые к нему привели. Понимание механизма повреждения может помочь в определении наличия и/или типов внутренних повреждений. Например, различные типы автомобильных столкновений ассоциируются с различными типами повреждений. Лобовое столкновение, где водителя бросает вперед и он коленями сталкивается с приборным щитком, ассоциируется с переломом или смещением тазобедренного сустава. Боковое столкновение с проникновением на место пассажира приводит к перелому верхних конечностей и ребер. Механизм травмирования можно определить путем опроса пострадавшего, его родных или окружающих, а также путем осмотра места происшествия. Что касается пострадавших, вызвавших помощь по поводу медицинской жалобы, выяснить у пострадавшего, его родных или окружающих лиц характер заболевания или симптоматику.

Количество пострадавших

Ситуации со множеством пострадавших потребуют дополнительной помощи от правоохранительных органов, пожарной охраны, более специализированной медицинской помощи и/или работников коммунальных служб (газ, вода, электричество). Если спасатели сразу займутся оказанием помощи пострадавшим, то у них уже не будет возможности вызвать дополнительную помощь. Вызывайте помощь сразу, если она нужна. После этого приступайте к сортировке больных и определите, кому нужна незамедлительная помощь, а кто может подождать.

Дополнительные ресурсы СНМП

После решения неотложных проблем, угрожающих жизни, спасатель/студент может запросить подтверждение, что дополнительные силы СНМП уже выехали.

Первым аспектом проведения оценки состояния пострадавшего является оценка ситуации на месте происшествия. Она начинается с момента, когда спасатель приближается к месту происшествия. В это время спасатель осматривает место происшествия и определяет, какие опасности могут привести к травмированию пострадавшего. Для того чтобы выявить тех пострадавших, которым требуется срочное вмешательство, проводятся оценка, общий осмотр и опрос пострадавшего/родственников.

Оценка ситуации

При прибытии по вызову на место происшествия у спасателей может возникнуть желание сразу же броситься на помощь тяжело травмированному человеку или человеку, который каким-либо образом очень пострадал. Однако, с целью обеспечения безопасности, как работников спасательных служб, так и всех пострадавших важно всегда начинать с составления общей картины места происшествия. Данные, полученные таким образом, подскажут с какими типами травм столкнуться и какие дополнительные силы/службы неотложной медицинской помощи могут понадобиться.

А. Изоляция биологических субстанций организма

Определение: Строгая форма инфекционного контроля, основанная на предположении, что кровь и другие жидкости организма являются инфицированными.

Неотложная медицинская помощь заболевшим или травмированным пациентам содержит в себе определенный риск для студента. Оказывая помощь пациентам, студенты должны помнить о таком риске и предпринимать соответствующие меры предосторожности. Контакт с биологическими жидкостями организма, частицами, находящимися в воздухе и опасными материалами на месте происшествия можно в значительной степени снизить, соблюдая соответствующие меры предосторожности и, используя надлежащие средства защиты. Во время оказания помощи студенты подвергаются риску инфекционных заболеваний. Они должны определить степень потенциального риска и предпринять соответствующие меры. По мере необходимости следует использовать средства индивидуальной защиты. Выполняя искусственную вентиляцию легких, надлежит использовать защитные приспособления или специальные маски.

 Инфекционный контроль

Основная цель – это предупреждение передачи заболевания. Самым важным методом предотвращения передачи заболевания является мытье рук, личная гигиена. Очистка, дезинфицирование и замена использованного оборудования также имеет большое значение.

Изоляция биологических субстанций организма предполагает использование защитных средств для глаз, перчаток, халатов и масок во всех случаях, когда студент подвергается риску заболевания.

  1 Защита  глаз. Можно использовать защитные очки. Альтернативой являются обыкновенные очки с защитными боковыми элементами

  1. Перчатки. Виниловые, латексные или синтетические перчатки необходимо надевать каждый раз, когда возможен контакт с биологическими жидкостями пациента (кровь, слюна, рвотные массы, моча). Перчатки следует менять для каждого нового пациента. Кроме того, перчатки необходимо надевать при чистке оборудования.

  1. Маски. Они помогают предотвратить заболевания, передающиеся по воздуху и через кровь.

 

 

 

 

  1. Халаты. Лучше всего использовать халаты в ситуациях, когда возможно разбрызгивание большого количества жидкости, например, при обширных травмах или родах.
  2. Рекомендуемая иммунизация включает в себя профилактику столбняка, вакцинацию от гепатита В, туберкулиновую пробу, а также то, что рекомендуют местные инстанции.

Б. Безопасность на месте происшествия

Все время своего пребывания на месте происшествия спасатель должен постоянно помнить о безопасности. По прибытию на место происшествия спасатель должен задаться вопросом: безопасно ли подходить к пострадавшему? Бывает много различных ситуаций, при которых персоналу СНМП небезопасно пребывать на месте происшествия. В случае дорожно- транспортного происшествия (ДТП) на месте происшествия может находиться множество острых предметов и неустойчивых обломков, а также может существовать риск электрошока, пожара и взрыва. Возможна утечка химических веществ и других токсических веществ из транспортных средств, в которых они перевозились. Пожар, клубы дыма или химических веществ могут поглощать или замещать кислород, создавая ситуацию, угрожающую жизни персонала. На месте преступления может существовать потенциальный риск нападения, если туда еще не успела прибыть милиция. Потенциально опасная местность, например, крутые холмы, обледеневшие поверхности или водоемы могут создавать дополнительный риск для персонала и пострадавших, которым они пытаются помочь.

Как только ситуация наладилась и вы оценили степень риска для персонала, защитите пострадавших от каких-либо опасностей, связанных с местом происшествия с тем, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение их состояния. Низкие температуры, ветер и дождь – это серьезная проблема для травмированных пострадавших, так как это может привести к гипотермии, что ухудшает их шансы на выживание.

Кроме защиты пострадавшего, необходимо учитывать и безопасность окружающих, которые могут попытаться приблизиться к месту происшествия из-за любопытства или желания помочь. Не позволяйте, чтобы окружающие заболели или были травмированы. Они не должны приближаться к месту происшествия, если существует реальная или потенциальная угроза их безопасности, если их присутствие создает риск для пострадавшего или персонала СНМП или если они пытаются вмешиваться в действия по оказанию помощи пострадавшим.

Если место происшествия небезопасно, то нужно его таковым сделать. Если это невозможно, то не приближайтесь к этому месту. Всегда вызывайте в помощь специалистов по обеспечению общественной безопасности, как-то пожарную охрану, спасателей и/или милицию, если вы не уверены в безопасности места происшествия.

Безопасность начинается с оценки места происшествия и окружающих территорий. Это снабжает студента ценной информацией прежде, чем он приступит к оказанию помощи.

 

Этапы оценки места происшествия

Оценка производится посредством использования следующих трех критериев в данном порядке:

  1. Какова текущая ситуация? Определить состояние на данный момент.
  2. К чему все идет? Определить возможную ситуацию.
  3. Как контролировать ситуацию? (Определить необходимые действия и ресурсы).

Приоритетом для студента всегда остается его здоровье и безопасность. Всегда думайте, безопасно ли подходить к пациенту? Определенный риск, связанный с конкретным местом происшествия, может затруднить или сделать невозможным приближение к пациенту. Особые ситуации включают в себя: контакт с токсическими веществами (пламя/дым/и т.д.), крушения или спасательные работы, предполагающие использование неустойчивой или тяжелой техники/оборудования, и неустойчивые поверхности из-за неровностей, льда, грязи или воды. Приоритетом является личная безопасность. На втором месте — защита пациента. На третьем – защита других лиц.

 

Сохранение безопасности места происшествия

Выделяют приоритетs при сохранении безопасности места происшествия:

— Оградить и пометить место происшествия.

— Снизить вероятность воздействия факторов риска.

 

Особые ситуации

Всегда пытайтесь распознать потенциально опасные материалы, которые могут угрожать вашей безопасности. Обращайте внимание на контейнеры, маркированные предупреждающими знаками. Смотрите, нет ли пролитой жидкости, дыма или огня. Во многих случаях места, где находятся опасные материалы, требуют вмешательства специально подготовленных бригад. Студент оказывает помощь только после того, как место стало безопасным и завершена ликвидация опасных материалов. Дорожно-транспортные происшествия зачастую представляют собой риск, опасный для жизни, вследствие потенциального поражения электричеством, пожара, взрыва, опасных материалов и дорожного движения. Необходимо вызвать правоохранительные органы и спасательные бригады. Как и в предыдущем случае, студент должен оказать помощь только после того, как место стало безопасным. Другие особые ситуации – это место, где совершено преступление или было применено насилие. В таких случаях официальные представители правоохранительных органов должны обеспечить безопасность места прежде, чем студент появится там для оказания помощи пациенту.

 

Осуществление доступа

Студент всегда должен анализировать необходимость использования средств индивидуальной защиты, таких как шлем, защитные очки, маска, дыхательный аппарат, перчатки и т.д., перед тем как осуществлять доступ к пациенту.

В случае, если несчастный случай произошёл на воде, обрыве и т.д., то студенту необходимо прибегнуть к помощи специально подготовленного персонала.

 

Осуществление доступа к зданию

Необходимо всегда обращать внимание на наличие альтернативного входа.

Необходимо выбрать наиболее простой путь входа, основываясь на ситуации и нуждах пациента.

 

Осуществление доступа к транспортному средству с использованием основных инструментов

В основном, если возможно, оказание помощи пациенту начинается до извлечения пациента из транспортного средства. Пациент должен быть извлечен таким образом, чтобы исключить возможность возникновения дальнейших повреждений. Осуществление доступа может быть простым (без использования инструментов) или сложным (с использованием таковых). Необходимо проводить только лишь те шаги, к которым Вы были подготовлены. При необходимости вызывайте дополнительную помощь.

Начальная оценка состояния пострадавшего
(Первичный осмотр)

 

Начальная оценка состояния выполняется, чтобы помочь спасателю в определении факторов, угрожающих жизни.

 

а. Общая оценка состояния пострадавшего

Общее впечатление о состоянии пострадавшего базируется на непосредственной оценке обстановки на месте происшествия и основной жалобе пострадавшего. Определите, заболел ли пострадавший или он получил травму. В тех ситуациях, когда это неясно из-за недостаточности информации, обращаться с пострадавшим так, как бы вы обращались с травмированным. Определите приблизительный возраст и пол пострадавшего.

 

  1. b. Реакция (Response)

Если есть хоть малое подозрение на травму, необходимо сразу же иммобилизировать позвоночник пострадавшего. Голову и шею нельзя двигать, потому что, если есть перелом позвоночника, то это движение может привести к поражению спинного мозга. Начните с беседы с пострадавшим. Представьтесь и скажите, что вы спасатель и находитесь здесь, чтобы помочь. Для оценки реакции взрослого пострадавшего воспользуйтесь шкалой «AVPU»:

  • А (Alert) – в сознании
  • V(Voice) – реагирует на словесный стимул
  • Р (Pain) – реагирует на болевой стимул
  • U (Unresponsive) – без сознания

У детей вместо словесных и болевых стимулов оцените степень реакции на окружающую обстановку и родителей.

 

  1. c. Состояние дыхательных путей (Airway)

Что касается пострадавших в сознании, определите проходимость дыхательных путей, попросив пострадавшего что-либо сказать. Если пострадавший может говорить, то это говорит о том, что его дыхательные пути открыты, и он дышит. Если такой пострадавший говорить не может, задыхается или дышит с шумом, то у него может быть обструкция (закупорка) дыхательных путей, которую необходимо ликвидировать. У пострадавших без сознания большой риск обструкции дыхательных путей.У них может западать язык и таким образом закрыть дыхательные пути. Для обеспечения проходимости дыхательных путей у пострадавших с подозрением на травму головы или шеи ранее применялся прием выведения нижней челюсти без запрокидывания головы, который выполняется следующим образом:

  1. Захватите края нижней челюсти пострадавшего.
  2. Поднимите обе руки, смещая нижнюю челюсть вперед.

 

Выдвижение нижней челюсти.

 

Но, в связи с тем, что доказана возможность повреждения спинного мозга из-за смещения отломков сломанных шейных позвонков при выдвижении нижней челюсти, а также низкая эффективность открытия дыхательных путей при этом методе, в последнее время и подобным травмированным пациентам для открытия дыхательных путей осуществляется (осторожно!!!) запрокидывание головы с обязательной фиксацией (руками) шейного отдела позвоночника. Таковы рекомендации непрофессиональному спасателю. Для обеспечения свободной проходимости дыхательных путей у травмированных пациентов, кроме случаев с подозрением на повреждение шейного отдела позвоночника, медицинскому работнику следует применять прием запрокидывания головы. При подозрении на повреждение шейного отдела позвоночника медицинскому работнику следует обеспечить проходимость дыхательных путей, выдвинув нижнюю челюсть пострадавшего без разгибания головы. Если с помощью этого приема не удалось обеспечить проходимость дыхательных путей, ему следует применить прием запрокидывания головы, поскольку обеспечение свободной проходимости дыхательных путей является приоритетом при оказании помощи травмированным без сознания.

Для нетравмированных пострадавших можно применять прием запрокидывания головы с выведением нижней челюсти.

Методика:

  1. Ту руку, которая находится ближе к голове пострадавшего, положите на его лоб, крепко нажмите, чтобы отвести голову назад.
  2. Положите пальцы руки (кроме большого), которая находится ближе к ногам пострадавшего, на выступающую часть его подбородка.
  3. Поднимите подбородок и поддерживайте челюсть, помогая себе запрокинуть голову пострадавшего назад.

 

Методика запрокидывания головы и выведения нижней челюсти.

После того, как обеспечили проходимость дыхательных путей, проведите их визуальный осмотр и повторно оцените на предмет обструкции. Инородные тела, выделения, кровь и рвотные массы могут закрыть дыхательные пути и должны быть, как можно более эффективно удалены.

Для обеспечения проходимости дыхательных путей могут быть использованы воздуховоды.

а) Ротоглоточный воздуховод может применяться у пострадавших без сознания, у которых отсутствует рвотный рефлекс. У пострадавших с рвотным рефлексом может возникнуть рвота во время введения такого воздуховода, а рвотные массы при этом попасть в дыхательные пути.

Методика:

  1. Выберите надлежащий размер. Измерять нужно от угла рта пострадавшего до кончика мочки уха или же края челюсти.
  2. Откройте рот пострадавшего.
  3. Введите воздуховод перевернутым кверху, так чтобы его наконечник был направлен к небу.
  4. Осторожно вводите воздуховод, пока не почувствуете сопротивление.
  5. Поверните воздуховод на 180 градусов, так чтобы его край находился на зубах пострадавшего.

Ротоглоточные воздуховоды

 

b) Носоглоточный воздуховод применяют у пострадавших в сознании, но которым сложно самим предотвратить закрытие дыхательных путей языком. У носоглоточного воздуховода меньшая вероятность стимулировать рвотный рефлекс.

Методика:

  1. Выберите надлежащий размер. Измерять нужно от кончика носа до уха пострадавшего.
  2. Установите диаметр воздуховода для ноздри. Носоглоточный воздуховод не должен быть слишком большим, чтобы ноздря не побелела.
  3. Смажьте воздуховод водорастворимой смазкой.
  4. Введите по задней стенке срезом по направлению к основанию ноздри или к перегородке.
  5. Если в эту ноздрю воздуховод не заходит, попробуйте ввести в другую.
  6. Такой воздуховод необходимо вводить без усилий.

Носглоточный воздуховод.

  1. d. Дыхание (Breathing)

После обеспечения проходимости дыхательных путей проведите оценку дыхания пострадавшего. Наблюдайте, слушайте и почувствуйте наличие дыхательных движений.

Адекватное дыхание характеризуется:

  • Подъемом и опусканием грудной клетки и живота с каждым дыхательным движением.
  • Можно услышать и почувствовать воздух, выходящий изо рта и/или носа во время выдоха.
  • Нормальной частотой дыхания.

Неадекватное дыхание характеризуется:

  • Незначительным подъемом и опусканием стенок грудной клетки.
  • Повышенной затратой энергии на дыхание.
  • Цианозом (серо-голубая окраска кожи, губ или ногтевых лож).
  • Нарушением сознания.
  • Неадекватной частотой дыхания (<8 у взрослых, <10 у детей, <20 у младенцев).

Отсутствие дыхания характеризуется:

  • Отсутствием дыхательных движений груди и живота.
  • Нельзя ощутить/услышать исходящий на выдохе воздух изо рта/носа.

 

Цианоз

Определение: голубоватое окрашивание кожи и слизистых оболочек, вызванное недостатком кислорода в крови и тканях.

Это состояние может быть результатом недостатка кислород

в окружающей атмосфере, заболевания или травмы органов дыхательной системы, обструкции дыхательных путей.

Цианоз может быть заметен на губах, ушах, ноздрях и ногтевых ложах. У пациентов с сильной пигментацией кожи необходимо обследовать ноздри, ладони, ногтевые ложа, рот и язык.

Если после обеспечения проходимости дыхательных путей пострадавший самостоятельно не дышит, необходимо начать искусственное дыхание.

Как можно поддерживать жизнь человека посредством выдыхаемого воздуха? Природный воздух содержит примерно 21% кислорода, а организм усваивает только 5%. Поэтому в выдыхаемом воздухе содержится 16% кислорода. Выдыхаемым воздухом можно проводить реанимационные мероприятия до тех пор, пока не будет в наличии источник с высоким содержанием кислорода.

Методики искусственного дыхания включают в себя маску с мешком и клапаном, приемы «рот в рот через маску» и «рот в рот». Если пострадавший дышит самостоятельно, наблюдайте за его дыханием. У тех пострадавших, которым все еще трудно дышать после того, как дыхательные пути открыты и очищены, вероятней всего имеется какая-то другая проблема, требующая немедленного медицинского вмешательства. Такие пострадавшие должны получить кислород, как можно быстрее. Возможно, им понадобится искусственное дыхание.

Методы проведения искусственного дыхания

 А. Искусственное дыхание методом «рот в рот»

Риск заражения инфекционными заболеваниями делает этот метод вентиляции довольно опасным. Спасатель сам выбирает, использовать его или нет. Необходимо использовать барьерные устройства по мере возможности.

  1. Открыть дыхательные пути пациента, используя соответствующую методику.
  2. Мягко зажать нос большим и указательным пальцами (руки, которая располагается со стороны лба) для предупреждения обратного выхода воздуха из носа.
  3. Произвести неглубокий вдох и герметично прижать свои губы вокруг рта пациента. При проведении ИВЛ новорожденным или младенцам необходимо губами обхватить рот и нос ребёнка.
  4. Провести искусственное дыхание с соответствующей частотой и глубиной.

Вентиляция «рот в рот»

 

Б. Искусственное дыхание методом «рот в рот через маску»

При проведении данной методики используется карманная маска с односторонним клапаном для создания герметичного контакта вокруг рта и носа пациента. Данный метод является предпочтительным, так как предотвращает контакт с пациентом и снижает возможность заражения.

  1. Приложить маску к лицу пациента, краями вокруг носа и рта. Узкая часть маски должна быть приложена к носу. Широкая часть должна покрыть подбородок.
  2. Герметично прижать маску большими пальцами и кистью вдоль краёв маски.
  3. Открыть дыхательные пути пациента, используя соответствующую методику.
  4. Провести искусственное дыхание с соответствующей частотой и глубиной, наблюдая за движением и поднятием грудной клетки. Необходимо слушать как выдыхает пациент.

Искусственное дыхание методом «рот в рот через маску»

Лицевая маска

В.  Искусственное дыхание методом «рот в стому»

 

Вентиляция рот-в-рот и нос

Пациенты со стомой: Иногда вам могут встретиться пациенты после ларингоэктомии. У таких пациентов отмечается стома – постоянное отверстие на передней поверхности шеи, соединяющее трахею с окружающей средой. При проведении ИВЛ таким пациентам используется методика подобная вентиляции «рот в рот», только с закрытием рта и носа.
Искусственное дыхание методом изо рта в стому.

Г. Искусственное дыхание с помощью мешка Амбу.

 

При наличии последнего этому методу надо отдать предпочтение (меньшая опасность заражения спасателя, более высокие концентрации кислорода).

  1. Подобрать подходящий размер маски и мешка.
  2. Наложить маску, удерживая ее следующим образом: большим пальцем придерживают верхнюю часть маски, указательным и средним пальцами – нижнюю часть маски.
  3. Расположить указательный и большой пальцы вокруг дыхательной трубки маски в виде буквы «С», используя остальные пальцы этой руки для удержания нижней челюсти под маской.
  4. Другой рукой сжимают мешок каждые 5 секунд. Сжимание мешка должно вызывать поднятие грудной клетки.
  5. После проведения искусственного вдоха посредством сдавливания мешка, необходимо прекратить давление на мешок, что дает возможность пациенту сделать пассивный выдох и заполнить мешок кислородом из источника его подачи.

 

Искусственное дыхание с помощью мешка Амбу.

  1. e. Кровообращение (Circulation)

 

После того, как вы провели оценку состояния дыхательных путей и дыхания, проведите оценку кровообращения пострадавшего. У взрослых, которые находятся в сознании, проверьте пульс на лучевой артерии. У взрослых пострадавших без сознания проверьте пульс на сонной артерии. У детей 1-12 месяцев проверьте пульс на плечевой артерии. У детей 1-8 лет без сознания проверьте пульс на сонной артерии. У детей в сознании проверьте пульс на плечевой или лучевой артерии.

Определите, есть ли сильное наружное кровотечение. Если да, то остановите его.

Определите по цвету и температуре кожных покровов наличие шока или снижение кровоснабжения важных органов.

 

Нормальные показатели жизненных признаков по возрасту.

 

Возраст Пульс (ЧСС),

ударов в 1мин

Частота дыхания,

раз в 1 мин

Артериальное давление,

мм рт. ст.

Новорожденный 120 – 160 40 – 60 80/40
1 год 80 – 140 30 – 40 82/44
5 лет 70 – 115 20 – 25 90/52
10 лет 70 – 115 15 – 20 100/60
15 лет 70 – 90 15 – 20 110/64
Взрослый 60 – 80 14 – 20 120/80

 

Восстановительное положение.

 

 

  1. Восстановительное положение

Применяется для пациентов с сохраненным пульсом и адекватным дыханием. В данном положении используется сила притяжения для поддержания проходимости дыхательных путей, позволяя без преград жидкости вытекать через рот, а не в дыхательные пути. Восстановительное положение должно использоваться у пациентов в бессознательном состоянии с сохраненным адекватным дыханием. Необходимо удерживать пациента в таком положении до момента транспортировки.

 

  1. g. Краткий отчет
  1. Возраст и пол пострадавшего
  2. Основная жалоба
  3. Степень реакции (в сознании/без сознания)
  4. Состояние дыхательных путей и дыхания
  5. Состояние кровообращения

Определите ориентировочно время прибытия дополнительных сил СНМП.

Общий осмотр (Вторичное обследование)

Целью общего осмотра, который проводит спасатель после начальной оценки состояния, является выявление и начальное лечение признаков и симптомов заболевания или травмы. При общем осмотре внимание должно быть сфокусировано конкретно на основной жалобе пострадавшего и повреждениях (при порезе пальца общий осмотр не требуется). Проводится тщательный осмотр пострадавшего с головы до ног.

Оценка состояния пациента является навыком, который необходимо постоянно отрабатывать. Данный процесс включает в себя использование ощущений. Во время проведения оценки используются 3 метода:

  • Осмотр: метод обследования подразумевающий визуальное определение признаков повреждения или заболевания. Необходимо осмотреть всего пациента.
  • Аускультация (выслушивание): метод обследования подразумевающий слуховое определение признаков повреждения или заболевания. Самое основное, что Вам необходимо прослушать – это наличие шумов вдоха и выдоха для определения статуса дыхания.
  • Пальпация (ощупывание): метод обследования подразумевающий тактильное определение признаков повреждения или заболевания. Пальпация обычно проводится последней, т.к. может быть болезненной. Непосредственная сила прощупывания зависит от области и типа проблем, которые Вы подозреваете.

 

  1. Методика проведения общего осмотра

Методика «DOTS» (ДОБП) поможет Вам запомнить признаки повреждения.

  • D Деформации. Видимые нарушения контура или формы каких-либо частей тела  предполагают присутствие повреждений, таких как перелом или вывих. Неправильное обращение с явно деформированными конечностями может вызвать боль и повредить низлежащие мягкие ткани, кровеносные сосуды и нервы. В случае явной деформации эта конечность должна оставаться в таком положении до прибытия сил СНМП, которые окажут помощь в наложении шины. Определите цвет и температуру конечности ниже (дистально) деформированного участка. Осторожно проверьте пульс ниже деформации, а также проверьте чувствительность и способность двигать пальцами.
  • О – Открытые травмы. Острые предметы, такие как куски металла или стекла могут быть причиной порезов и разрывов. Однако, причиной разрывов также могут быть острые края сломанных костей. Разрывы ассоциируются с повреждениями низлежащих мягких тканей, нервов, кровеносных сосудов, связок и сухожилий.
  • T – Боль. Участки боли указывают на наличие повреждения, обращаться с ними следует осторожно.
  • S – Припухлость. Подкожное кровотечение приводит к припухлости, что также может ассоциироваться с гематомами.

 

Обследование: голова — пальцы ног

 

Вторичное обследование является важным этапом в определении сущности и тяжести травмы или заболевания пациента. Первичной целью обследования является выявление состояний, не угрожающих жизни, с целью оказания адекватного объема помощи. Несмотря на то, что обследование не всегда необходимо, но является незаменимым, когда необходимую информацию невозможно получить каким-либо другим путем. Например, пациенту с повреждением мягких тканей пальца, с незначительным механизмом повреждения, не требуется проводить полное обследование. Обследование ограничивается лишь областью повреждения. Однако, если ранение получено в результате высокоскоростного столкновения транспортных средств, студенту следует заподозрить наличие более серьезных и менее очевидных повреждений. В данном случае проведение полного обследования является оправданным. Обследование является жизненно важным для всех пациентов с нарушением уровня сознания, тяжелой травмой, значительным механизмом повреждения или когда характер заболевания или повреждения неясен.

Согласно приоритетности, обследование проводится после первичной оценки состояния дыхательных путей, дыхания, кровообращения и уровня сознания. Проведение обследования должно быть отложено пока все жизнеугрожающие состояния, выявленные в ходе первичной оценки состояния пациента, не будут устранены. Такие состояния могут включать обструкцию дыхательных путей, остановку дыхания, остановку сердца, кровотечения и другие жизнеугрожающие состояния. Некоторые несмертельные повреждения, такие как открытый перелом конечности, выглядят чрезвычайно драматичными и могут отвлечь внимание студента от проведения адекватного первичного осмотра. Переход на обследование вместо проведения первичного осмотра может иметь смертельные последствия. Необходимо помнить, что первым пунктом идет проходимость дыхательных путей, второй пункт – дыхание, третий пункт – кровообращение. Все другие повреждения не представляют явной важности до тех пор, пока не будет проведена первичная оценка состояния пациента, и не будут устранены все факторы, угрожающие жизни пациента.

Фактор времени играет очень важную роль для пациентов с серьезными повреждениями. У пациентов с тяжелыми травмами компенсаторные способности организма распространяются на ограниченный промежуток времени. Данным пациентам студент должен провести все виды детального обследования во время транспортировки в больницу. Не следует откладывать транспортировку для выполнения полного обследования или каких-либо манипуляций, направленных на поддержку витальных функций, так как это не в интересах пациента.

Определение необходимости проведения детального обследования или же выполнения других приоритетных мероприятий не всегда представляется легкой задачей. Для определения необходимости выполнения детального обследования студент должен задать себе следующие вопросы:

 

  • Провел ли я первичный осмотр?
  • Устранил ли я какие-либо жизнеугрожающие состояния, выявленные при первичном осмотре?
  • Стабильно ли состояние больного?
  • Достаточно ли у меня времени для выполнения обследования и повторной оценки дыхательных путей, дыхания и кровообращения?
  • Достаточно ли у меня времени для выполнения обследования и  проведения мониторинга жизненных показателей?

 

Если получен отрицательный ответ на какой-либо из данных вопросов, то проведение обследования должно быть отложено. При оказании помощи пациентам с нестабильным состоянием, повторная оценка дыхательных путей, дыхания, циркуляции и необходимость быстрой транспортировки занимает приоритетное место по сравнению с проведением полного обследования. В случае отсутствия ясности ситуации следует ли проводить обследование или нет, необходимо помнить медицинскую аксиому  «Не навреди», и провести обследование во время транспортировки пациента в больницу.

Осмотр, пальпация и аускультация являются ключевым моментом обследования, проводимого студентом. Студент должен осмотреть обследуемую область, обращая внимание на деформации, ушибы, ссадины, проколы, ожоги, разрывы, отеки или другие повреждения.

Студенту следует обратить внимание на цвет кожи каждой обследуемой части тела. Розового она цвета или же цвет и тип соответствует расовой принадлежности? Кожа бледной или цианотичной окраски? Имеются ли признаки повреждения, такие как деформация, ушибы, ссадины, проколы, ожоги, отеки или разрывы? Отмечается ли наличие покраснения, сыпи или выделений?

При проведении пальпации необходимо отметить температуру кожи пациента. Теплая ли кожа на ощупь или же она холодная? Отмечается ли патологическая (ненормальная) подвижность костных отломков или болезненность? Студенту следует начать обследование с головы и двигаться по направлению к ногам. Очень важным моментом является то, что студенту следует запомнить последовательность проведения данной процедуры и выполнять ее в подобном порядке при обследовании всех пациентов. При проведении обследования в данной последовательности снижается вероятность упущения из обследования какой-либо части тела.

Обследование головы

Кожа головы и череп: осмотреть на наличие деформаций, открытых повреждений, болезненности и припухлости. Следует начать с лобной части. Сначала следует провести пальпацию лобных костей с переходом на височные кости. Затем необходимо пропальпировать обе теменные кости с завершением пальпации на затылочной кости. Пальпация выполняется легким надавливанием всей ладони

Нужно быть крайне осторожным во избежание вдавления в мозг подвижных фрагментов костей. Если студент чувствует колебание костей черепа под своими руками, обследование следует прекратить. Если на пациента надет шейный фиксатор, его не следует снимать для проведения обследования. Стабилизация шейного отдела позвоночника является более важной, чем детальное обследование черепа.

Уши и нос: обследовать на наличие крови или истечение какой-либо другой жидкости (спинномозговой жидкости) из носовых ходов.

Уши обследуются на предмет наличия выделений, ожогов, разрывов, кровотечения или ссадин. Кровотечение из наружного слухового прохода может указывать на перелом основания черепа. Необходимо обследовать заушную область на предмет наличия кровоподтеков, известных как «симптом борьбы». «Симптом борьбы» является еще одним признаком, сопровождающим перелом  костей черепа.

 

Кровотечение в дыхательные пути в результате повреждений носа представляет высокий риск. Обследование начинается с осмотра носа, обращая внимание на наличие деформаций, ушибов, ссадин, проникающих ранений, разрывов, ожогов или отечности. Ожоги вокруг ноздрей могут указывать на серьезные ожоги дыхательных путей.

Зрачки: обычно симметричные (за исключением первичного состояния пациента или травмы, возможность наличия искусственного глаза). Не нормальные результаты обследования включают отсутствие реакции на свет, постоянно суженные зрачки, или неодинаковые по величине.

Рот: осмотреть на наличие деформаций, открытых повреждений, болезненности и отека. Обследовать на предмет адекватной проходимости дыхательных путей, возможной обструкции инородными телами, зубами и т.п.

 

Обследование шеи

Всегда начинать с передней поверхности, переходя на заднюю.

Обследовать на наличие деформаций, открытых повреждений, болезненности и отечности.

Обследовать трахею на предмет срединного расположения.

Открытые повреждения (перевязать немедленно с наложением окклюзионной (герметичной) повязки для предотвращения попадания воздуха в вены).

Если пострадавший, попавший в ДТП, жалуется на боль в шее или голове, не поворачивайте и не двигайте его шею. Не разрешайте пострадавшему двигать головой и шеей. Персонал СНМП должен наложить шейный воротник для фиксации шейных позвонков или какое-либо другое приспособление для иммобилизации с целью предотвратить возможное повреждение тканей нервной системы в том случае, если это перелом шейных позвонков.

 

Обследование грудной клетки.

Любое повреждение может сопровождаться ранением жизненно важного органа или крупного сосуда.

При наличии подготовки, используя стетоскоп, необходимо проверить одинаковость дыхательных шумов с обеих сторон.

Обследовать на наличие деформаций, открытых повреждений, болезненности и отечности

Прощупать ребра на всем протяжении к позвоночнику, с целью определения деформаций. Пропальпировать (прощупать) грудину.

Обследование живота

Внутренние органы брюшной полости могут быть повреждены без видимых проявлений. Обследовать на предмет наличия ригидности (жесткости) или вздутия живота. Порезы, царапины (разрывы и ссадины), проникающие раны, выпирающие из раны органы. Возможны кровотечение и инфекция. Косвенные показатели повреждения. Пропальпировать болезненный квадрант в последнюю очередь. Отеки, изменение цвета кожи.

Обследование спины

Обследовать грудную клетку на предмет наличия деформаций, указывающих на перелом ребер. Обследовать на предмет наличия явных деформаций и/или болезненности вдоль всего позвоночника, которые могут указывать на повреждение позвоночника и, возможно, спинного мозга. Так же как и грудную клетку, необходимо обследовать на наличие подсасывающих ран, проникающих ранений, порезов и т.п. Скопление крови с боков или/и болезненность могут указывать на наличие травмы живота.

 

Обследование таза

Начните обследование с осмотра на предмет наличия деформаций, ссадин, проникающих ранений, ожогов, разрывов и отечности. Необходимо провести пальпацию, обращая внимание на наличие болезненности, патологической подвижности или крепитации (хруст костей – при переломах). Для оценки стабильности таза, следует наложить руки на гребни подвздошной кости и осторожно надавить книзу и кнутри. Не следует раскачивать таз вперед и назад. Необходимо определить наличие пульса на бедренной артерии с обеих сторон.

Обследование половых органов.

Осмотр на предмет кровотечения или кровоподтеков. Недержание мочи или приапизм (длительная болезненная эрекция полового члена) могут быть признаками травмы спинного мозга.

 

Нижние и верхние конечности.

Осмотр с акцентом внимания на симметричность и наличие болезненных угловых искривлений или деформации. Проверка наличия пульса ниже повреждения. Оценка чувствительности конечностей, сгибания и разгибания, мышечной силы и симметричность движений. Повернуть пострадавшего, приняв меры предосторожности против повреждения шейного отдела позвоночника. Провести осмотр и пальпацию кровоточащих ран и проверить на наличие деформации.

 

Измерение жизненных показателей

Жизненные показатели пациента:

  • Дыхание
  • Пульс
  • Кожа
  • Зрачки
  • Артериальное давление

 

Первичная оценка жизненно важных признаков проводится на месте происшествия, там же выявляются и устраняются все угрожающие жизни состояния. Вторичный осмотр может проводиться в машине скорой помощи во время транспортировки в больницу. Проводить оценку и мониторинг жизненных показателей посредством наблюдения, выслушивания и тактильного ощущения.

Необходимое оборудование для измерения жизненных показателей.

  • Наручные часы – считать секунды
  • Ручка-фонарь – исследовать зрачки
  • Стетоскоп – дыхание и артериальное давление
  • Сфигмоманометр – измерять артериальное давление
  • Ручка и записная книжка – делать пометки

 

Измерение изменений жизненных показателей в динамике намного важнее, чем просто измерение показателей. Так же важно определить первоначальные жизненные показатели. Например, если пульс при первом измерении был 80, а позже стал 120, это указывает на развитие довольно серьезного состояния.

Определение возраста

 

Младенцы: до 1 года

 

Дети: 1-8 лет

Взрослые: 9 лет и старше

Частота дыхания

Нормальная частота дыхания

Возрастная групп        ЧД в минуту

Младенцы                            25-50

Дети                                     15-30

Взрослые     12-20

 

 

 

 

 

 

 

Для того, чтобы подсчитать частоту дыхания необходимо сосчитать дыхательные движения грудной клетки или живота за 30 секунд. Сделайте вид, что будто бы считаете пульс или еще что-либо, чтобы пациент не догадывался и дышал естественно.

Когда отмечаются дыхательные движения одинаковой частоты и глубины (поверхностное или глубокое), то такое дыхание считается регулярным. Если частота дыхания изменяется, то дыхание нерегулярное (ритм).

Необычные дыхательные шумы (храп или свист) могут указывать на обструкцию дыхательных путей.

Ненормальные состояния дыхания:

  • Слабые движения грудной клетки
  • Повышенная сила дыхания
  • Цианоз (синюшность)

 

Пульс

Пульс представляет собой волновые колебания давления в артериях, генерируемые сердцем. Он напрямую отражает частоту, ритм и силу сердечных сокращений. На каждый удар сердца артерии расширяются и сужаются. Можно прочувствовать пульс посредством прижатия артерии к костному выступу.

 

Нормальная частота пульса

Возрастная группа             ЧСС в минуту

Младенцы                                     120-150

Дети                                               80-150

Взрослые                                       60-80

 

Температура кожи

Нормальная температура тела 36,5 градусов по Цельсию.

Методика:

Приложить тыльную сторону кисти к коже. Это называется относительное измерение температуры кожи. Это не точный метод измерения, но может сказать о том высокая или низкая температура кожи.

 

Окраска кожи

Окраска кожи характеризуется:

  • Бледность
  • Покраснение
  • Посинение
  • Пожелтение
  • Черная с синим оттенком

 

Состояние кожи 

Описывается как сухая, влажная или мокрая, в зависимости от окружающей среды.

 

Восстановление капиллярного кровотока

Используется у младенцев и детей младше 6 лет. Не всегда точен у взрослых. Нажать на ногтевое ложе и отметить, как долго происходит восстановление первоначального розового окрашивания после прекращения надавливания. В норме капиллярный тест равен не более 2 секунд. Необходимо всегда проводить повторно на том же месте. У людей с холодными конечностями может быть увеличено время восстановления. Данный метод используется у взрослых в условиях медицинской сортировки.

 

Зрачки

Нормальная реакция: зрачки сужаются при их освещении и расширяются при снижении их освещенности. Оба зрачка должны быть одинаковой величины, если предшествующее повреждение или состояние не повлияло на их величину. Для оценки необходимо осветить глаза ручкой-фонарем. Если пациент находится вне здания, то необходимо прикрыть глаз и оценить на степень расширения.

Ненормальные результаты обследования: реакция на свет отсутствует, зрачки остаются суженными (возможна передозировка наркотиков), или зрачки разной величины (повреждение головы или инсульт).

 

Артериальное давление

 

Это давление, производимое кровью на сосудистую стенку. Данный параметр может подсказать, адекватно ли органы снабжаются кровью. Для измерения артериального давления используют сфигмоманометр.

Систолическое давление – результат сокращения сердца, выталкивающего определенный объем крови в артерии. Диастолическое давление – давление крови в период расслабления между сокращениями сердца. Оба давления поднимаются и опускаются совместно.

Показатели артериального давления варьируют в зависимости от возраста, пола и состояния здоровья пациента. У женщин обычно артериальное давление ниже, чем у мужчин на 10 мм ртутного столба (Hg).

Нормальные показатели артериального давления (мм Hg)

Взрослые Дети

Систолическое: 100 + возраст    80+(2 х возраст)

до 150 ммHg

Диастолическое:    65-90 ммHg    50-80 ммHg

 

Факторы, влияющие на артериальное давление

Отмечают несколько факторов, влияющих на показатели артериального давления. Некоторые из них повышают артериальное давление,  тогда как другие понижают.

Состояния или вещества, вызывающие сужение сосудов могут повысить давление: холодная окружающая среда, стресс, боль, курение, кофеин,   противоотечные средства.

Сердечная недостаточность, травма и/или шок снижают давление.

Другие факторы могут повлиять на показатели в результате неправильного измерения артериального давления: неправильное аускультирование (выслушивание), неправильное приложение стетоскопа, рука находится не на одном уровне с сердцем, неверно подобран размер манжетки, быстрое спускание воздуха из манжетки.

 

Анамнез

Некоторые люди носят медицинские идентификационные бирки, с помощью которых можно узнать об аллергии, медикаментах или прошлом медицинском анамнезе. Во время общего осмотра обратите внимание, есть ли у пострадавшего такие бирки.

Для получения максимума информации за минимум времени рационально использовать два алгоритма «PQRST» для сбора информации об основных жалобах и «SAMPLE» для сбора анамнеза.

а. Основные жалобы «PQRST»

  • P (Provokes) – что провоцирует симптомы?
  • Q (Quality) – что улучшает и ухудшает симптомы?
  • R (Region) – локализация боли? Ее иррадиация?
  • S (Severity) – для выявления тяжести жалобы попросите пострадавшего оценить жалобу по 10 бальной шкале.
  • T (Time) – когда началось? Когда прекратилось? Сколько времени продолжалось?
  1. b. Анамнез «SAMPLE»

В случае заболевания (не травмы) анамнез «SAMPLE» можно составить до проведения общего осмотра.

 

  • S (Signs and symptoms) Признаки/симптомы. Почему вы вызвали сегодня СНМП? Если причина вызова не говорит сама за себя (например, дорожно-транспортное происшествие), определите, почему для этого пострадавшего вызвали СНМП. В большинстве случаев, связанных с заболеванием (не травмой), причина вызова состоит в появлении беспокоящих физических признаков и/или симптомов. Эти признаки и/или симптомы и являются основной жалобой пациента. Признак– это связанное с заболеванием или травмой состояние, которое проявляет пациент и выявляет спасатель. Например, у пациента с дыхательной недостаточностью может быть шумное дыхание, которое слышит спасатель. У пациента с наружным кровотечением будет видна кровь, которую спасатель сможет увидеть. У пациента с высокой температурой будет горячая кожа, что спасатель сможет ощутить. Симптомы– это, то состояние, которое пациент может описать, но спасатель не может ощутить с помощью своих органов чувств, например, трудности с дыханием, головная или другая боль.
  • A (Allergies) Аллергии. Есть ли у вас аллергия на что-либо? Важно выявить аллергии, которые могут быть у пациента, чтобы не назначить ему что-либо такое, что может вызвать у него аллергическую реакцию. У пациента может быть аллергия на медикаменты, факторы окружающей среды (пыль, плесень, шерсть животных и т .д.) или пищу.
  • M (Medicament) Медикаменты. Принимаете ли вы какие-либо медикаменты по рецепту или без рецепта? Выясните, принимает ли пациент какие-либо медикаменты в настоящее время: по рецепту, выписанному врачом, или без рецепта, приобретенные в аптеке или другом магазине. Кроме того, выясните, принимал ли пациент какие-либо медикаменты до недавнего времени, которые в настоящее время уже не принимает.
  • P (Past/Present medical history) Анамнезжизни. Посещаете ли вы врача по поводу какой-то определенной причины? Лежали ли вы когда-либо в больнице? Выясните, есть ли у пациента какие-то терапевтические или хирургические заболевания, по поводу которых он посещал врача, и/или госпитализировали ли его в последнее время или когда-либо в прошлом. Кроме того, выясните, были ли у него какие-либо травмы в недавнее время или в прошлом.
  • L (Last mealororalintake) Последний прием пищи: твердая или жидкая пища. Когда последний раз вы что-нибудь ели или пили? Выясните время и количество последнего приема жидкой или твердой пищи. Если пациенту потребуется хирургическое вмешательство под общим наркозом, анестезиологу нужно будет знать, наполнен ли желудок или нет, для того, чтобы предпринять необходимые меры для предупреждения рвоты и аспирации (попадания с вдыхаемым воздухом) содержимого желудка в легкие.
  • E (Events before the emergency) События, предшествующие травме или заболеванию. Что вы делали, когда это случилось? Есть ли еще какие-то связанные с этим симптомы? Выясните, что привело к заболеванию или травме. Эта информация может иметь важное диагностическое значение для другого медперсонала, который будет заниматься этим пациентом.

 

Систематический контроль состояния

 

Ожидая прибытия дополнительных сил СНМП, спасатель должен продолжить оценку состояния пострадавшего. Оценку у пострадавших, состояние которых стабильно, проводите каждые 15 минут, а у тех, у кого состояние нестабильное – каждые 5 минут.

Систематический контроль состояния должен состоять из таких компонентов:

  1. Повторная оценка неврологического статуса (сознания).
  2. Поддержание проходимости дыхательных путей.
  3. Следить за частотой и качественными показателями дыхания.
  4. Следить за частотой и качественными показателями пульса.
  5. Следить за цветом, температурой и состоянием кожных покровов.

Спасатель должен систематически контролировать состояние пациента, проводя общий осмотр по мере необходимости в зависимости от состояния пострадавшего или по мере появления новых признаков или симптомов. Проверяйте эффективность оказываемой Вами помощи. Кроме проведения систематического контроля состояния пострадавшего спасатель должен успокоить и подбодрить его.

 

Срочный отчет

 

По прибытию более специализированного персонала СНМП (скорой помощи) спасатель должен предоставить срочный отчет тем медработникам, которые будут продолжать оказывать помощь пострадавшему. Точная передача информации о пострадавшем крайне важна для обеспечения непрерывности оказания помощи. Такой устный отчет должен содержать краткую и необходимую информацию, полученную спасателем в ходе проведения оценки состояния пострадавшего. Отчет должен быть четким, сжатым и содержать всю необходимую информацию. Не тратьте время на детали, которые не являются важными с точки зрения оказания помощи пострадавшему. Далее обозначены необходимые компоненты правильно составленного срочного отчета:

  1. Возраст и пол
  2. Основная жалоба «PQRST»
  3. В сознании / без сознания
  4. Состояние дыхательных путей и дыхание
  5. Состояние кровообращения
  6. Результаты осмотра
  7. Анамнез «SAMPLE»
  8. Проведенные вмешательства и реакция пострадавшего

 

Написание отчета и подготовка к следующему вызову

Написание отчета

 

Документирование объема помощи, оказанной студентом, является чрезвычайно важным аспектом и может быть необходимым в связи с требованиями законодательства. Правильно составленный отчет об оказании помощи пациенту отражает не только факты, касающиеся пациента, но и представляет в логической последовательности.

 

Отчет о догоспитальной помощи

 

Данный отчет должен составляться для следующих нужд:

  • Для передачи информации о пациенте другому работнику СНМП. Данный отчет будет передан транспортирующему  персоналу, который в свою очередь передаст данный отчет персоналу больницы, где он будет принят во внимание при определении анамнеза пациента, включая состояние, в котором был найден пациент, оказанную неотложную помощь, изменения состояния после оказания помощи.
  • Для составления официальной документации. Письменный отчет, написанный на месте происшествия, может быть использован в качестве официального документа. Если вы оказали помощь на месте происшествия или насилия, то данный отчет может быть использован  в качестве свидетельских показаний на суде.
  • Для документального подтверждения оказания помощи. Это обладает особой важностью по официальным причинам. Точное написание отчета может быть одним из лучших ваших защитных средств от юридической ответственности.
  • Для улучшения системы СНМП. Проводится большое количество исследований в разных областях СНМП. Данные отчеты используются для улучшения таких показателей, как время проведения ответных действий и эффективность некоторых процедур. Точные отчеты являются жизненно важными для подобных исследований.
Необходимо всегда использовать официальные отчетные формы для фиксации информации и сбора данных о пациенте.

 

Дезинфекция после оказания помощи:

  1. Руки: тщательно вымыть руки  водой с мылом.
  2. Одежда: сменить загрязненную  одежду и немедленно постирать отдельно от другого белья.
  3. Туфли: хорошо протереть туфли. В случае попадания каких-либо жидкостей организма на обувь, их необходимо смыть дезинфицирующим раствором (10 % раствор хлорамина и др.).

 

 Алгоритм оказания первой помощи

ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ: НЕТ ЛИ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ВАШЕЙ ЖИЗНИ
ПЕРВИЧНЫЙ ОСМОТР ПОСТРАДАВШЕГО
ПРОВЕРИТЬ СОЗНАНИЕ
ЕСТЬ
НЕТ
КОНТРОЛИРОВАТЬ СОСТОЯНИЕ
1. ПРОИЗВЕСТИ ДВА ВДУВАНИЯ

2. ПРОВЕРИТЬ ПУЛЬС (10 сек)

1. ПРОИЗВЕСТИ ВТОРИЧНЫЙ ОСМОТР

2. ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

3. ВЫЗВАТЬ «03»

ПУЛЬС ЕСТЬ
ПУЛЬСА НЕТ
ДЫХАНИЕ ЕСТЬ
ОТКРЫТЬ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ ПРОВЕРИТЬ ДЫХАНИЕ (5 сек)
ДЫХАНИЯ НЕТ

 

ВЫ ОДИН ВЫ НЕ ОДИН ВЫ ОДИН ВЫ НЕ ОДИН
 

1. ИВЛ В ТЕЧЕНИЕ 1 МИН

2. ВЫЗВАТЬ «103»

3. ПРОДОЛЖИТЬ ИВЛ

 

 

1. НАЧАТЬ ИВЛ

2. ВЫЗВАТЬ «103»

 

1. ИВЛ+МАССАЖ  СЕРДЦА

2. ВЫЗВАТЬ «103» ЧЕРЕЗ
1 МИН ПОСЛЕ НАЧАЛА ИВЛ

3. ПРОДОЛЖИТЬ ИВЛ+    МАССАЖ СЕРДЦА

 

1. ИВЛ+МАССАЖ

2. ВЫЗВАТЬ «103»

 

 

 

Медицинская сортировка и несчастные случаи с большим количеством пострадавших

Катастрофа

 

Катастрофой называется любая остро возникшая ситуация, нарушающая нормальное функционирование общества и представляющая угрозу для жизни людей и сохранности материальных ценностей. Катастрофы, связанные с травмами, классифицируются как случаи массового поражения.

Катастрофы делятся на природные (землетрясения, ураганы, оползни, сели, вулканические извержения и т.д.) и техногенные (взрывы, пожары, дорожно-транспортные аварии и т.д.).

 

Классификация катастроф.

Различают три уровня катастроф:

Уровень I – охватывает один населенный пункт.

Уровень II – охватывает несколько населенных пунктов.

Уровень III – охватывает район или область.

 

Система руководства на месте происшествия

(Система РМП)

Определение: Гибкая система руководства людьми и ресурсами.

 

 

 

 

Данная система широко используется при работе на месте происшествия с большим количеством пострадавших. Система РМП является основой работы при всех типах чрезвычайных ситуациях. Система РМП организует командную структуру, посредством которой проводится управление на месте происшествия с большим количеством пострадавших.

Система РМП является одним из компонентов или частью системы, которая занимается проведением медицинской сортировки, оказанием помощи и транспортировкой пострадавших. Метод, предоставленный ниже, является хорошим способом организации сортировки, оказания помощи и транспортировки.

 

Функции Системы неотложной помощи

 

Сектор сортировки – организует проведение оценки состояния пациента, сортировки, использование ярлыков и перемещение пациентов в назначенное место оказания помощи.

 

Роль студента

 

Что студенту необходимо предпринять впервые критические минуты чрезвычайной ситуации? Основные цели:

  1. Оценить место происшествия.
  2. Запросить дополнительную помощь.
  3. Начать сортировку.

 

Оценка состояния места происшествия

 

Необходимо отметить, что при обнаружении места происшествия не следует сразу же начинать оказание помощи. При проведении оценки ситуации необходимо обратить внимание на следующие факторы:

  • тип и масштабы катастрофы (максимум привлеченных сил и средств, продолжительность и т. д.);
  • количество пострадавших в районе катастрофы;
  • место и время катастрофы;
  • ресурсы, непосредственно доступные для пострадавших и ресурсы, имеющиеся поблизости от зоны поражения.

Доложить диспетчеру СНМП о результатах проведения оценки ситуации. Необходимо быть кратким. Передать всю информацию, необходимую для других спасателей при оказании помощи на месте происшествия с большим количеством  пострадавших.

 

 

Сортировка (триаж) пострадавших при катастрофах

 

Определение: Процесс распределения пациентов с определением приоритетности оказания помощи.

 

Сортировка (триаж) пострадавших при катастрофах.

 

Этот метод был разработан в 1983 г. больницей Newport Beach  (Калифорния). Триаж –французское слово, означающее – выбирать и сортировать по приоритетности.  Процесс классифицирования больных и раненных пациентов при происшествиях с большим количеством пострадавших. При проведении сортировки приоритет в оказании помощи и транспортировке отдается пациентам в критическом состоянии, но которых можно спасти. При охвате наибольшего количества пострадавших повышается количество выживших.

Триаж проводится тогда, когда очень много пострадавших и раненых и нужно установить очередность оказания помощи после оценки трех жизненно важных функций организма (дыхания, кровообращения, психологического состояния).

 

Этапы триажа

  • Остановитесь, посмотрите, послушайте и подумайте!
  • Проводите голосовой триаж.
  • Начните с того места,  где вы находитесь.
  • Проведите оценку жизненно важных функций у каждого человека.
  • Прикрепите ярлык к каждому человеку.
  • Документируйте результаты.

 

При проведении триажа пострадавшие отмечаются разными цветами — красный, желтый, зеленый, черный. Для этого используют специальные карточки, цветные ленты, цветную бумагу (10 см), цветные стикеры, цветные маркеры.

 

Метод сортировки ПСИБП

 

Программа ПСИБП (Простая Сортировка И Быстрая Помощь) является довольно успешной. В данной программе выделяют 4 категории: При проведении триажа пострадавшие отмечаются разными цветами – красный, желтый, зеленый, черный.

 1 — Очередь — Красная: Наивысшая приоритетность, пациенты с критическими состояниями, т. е. угрожающими жизни. Такие пациенты требуют экстренного вмешательства для спасения жизни. Например, массивное кровотечение, открытая травма грудной клетки, несмертельная закрытая травма головы, нарушение проходимости дыхательных путей.

 2 — Очередь — Желтая: Приоритетность второго уровня. При этом требуется срочная медицинская помощь. Необходимо тщательное медицинское наблюдение, так как в течение ближайших нескольких часов возможно ухудшение состояния пострадавшего. Устанавливается пациентам с закрытыми переломами плечевой, бедренной кости, ожогами средней степени тяжести, выраженными повреждениями тупыми предметами, тяжелыми психическими состояниями.

3 — Очередь — Зеленая: Приоритетность низкого уровня или пациенты с отложенной помощью. Устанавливается пациентам с незначительными повреждениями, нуждающимся в небольшом объеме помощи и могут ждать оказания помощи без ухудшения состояния. Например, закрытый перелом предплечья, ожоги легкой степени, простые ранения.

4 — Очередь — Черная: Устанавливается умершим или смертельно раненным. Включает повреждения не совместимые с жизнью. Например, глубокие ожоги, занимающие более 90% поверхности тела, открытые травмы головы у пострадавшего в бессознательном состоянии.

 Сортировочные ярлыки и бирки   

После проведения оценки состояния и сортировки, необходимо пометить пациентов. Сортировочные бирки и ярлыки выпускаются различных размеров, форм и цветов.

После того как пациенту была выдана сортировочная бирка, ее нельзя снимать или забирать у пациента. Если произошло изменение состояния пациента до начала оказания помощи, необходимо провести жирную линию на первоначальной бирке, отметить время и выдать новую бирку.

 

Система ПСИБП

 

При проведении сортировки по данной системе, вначале необходимо сказать всем пациентам, которые могут ходить без посторонней помощи, пройти в специальную зону. Данные пациенты называются «ходячие раненные» и им присваивается 3 Очередь  – Зеленая оказания помощи (отложенная помощь). Затем необходимо заняться пациентами, которые не могут ходить. Необходимо начать оценку состояния, используя следующие отправные точки:

Дыхание:

◦ Если частота дыхания >30 в минуту, присваивается

 

1 Очередь — Красная.

◦ Если пациент не дышит, необходимо произвести 1 попытку восстановить проходимость дыхательных путей и очистить рот от инородных веществ. При восстановлении дыхания без помощи присваивается 1 Очередь – Красная. Если дыхание не восстанавливается – Очередь 4 – Черная.

◦ Если частота дыхания <30 в минуту, провести оценку микроциркуляции.

  • Микроциркуляция:

◦ Оценить время восполнения капилляров (пульс, надавливание на кожу, ногть). Если более 2 сек., то у пациента неадекватная микроциркуляция —  1 Очередь – Красная. Остановить кровотечение.

◦ Если время восполнения капилляров менее 2 сек., провести оценку уровня сознания.

◦ В случае слабой освещенности, необходимо проверить пульс на лучевой артерии. Отсутствие пульса означает, что артериальное давление ниже 80 мм рт. ст. и наличие неадекватной микроциркуляции.

 

  • Уровень сознания:

◦ Если  пациент не может реагировать на простые команды, такие как «закройте глаза», присваивается 1 Очередь – Красная.

◦ При наличии реагирования пациента, присваивается 2 Очередь – Желтая.

 

Пострадавшие после проведения триажа направляются:

  • Красный цвет – отделение неотложной помощи.
  • Желтый цвет – больничный блок, примыкающий к отделению неотложной помощи.
  • Зеленый цвет – амбулаторное отделение (поликлиника).
  • Черный цвет – морг.

 

Алгоритм действия при сортировке пострадавших по системе ПСИБП

Контрольные вопросы:

  1. Критерии оценки общего состояния больного при несчастных случаях?
  2. Алгоритм действия при сортировке пострадавших?
  3. Какие методы проведения искусственного дыхания вы знаете?
  4. Перечислите методы обеспечения проходимости дыхательных путей ?

 

Тесты:

  • Доврачебная помощь выполняется:
  • медицинским работником;
  • медицинским работником в стационарном медицинском учреждении;
  • человеком, не имеющим специальной медицинской подготовки.*
  • Основным требованием к аптечке и санитарной сумке является:
  • наличие медикаментов и средств для оказания доврачебной помощи;*
  • наличие обезболивающих и кровоостанавливающих средств;
  • наличие перевязочного материала.
  • При несчастном случае в первую очередь:
  • необходимо освободить пострадавшего от воздействия вредных условий и вызвать медицинского работника;*
  • необходимо оказать доврачебную помощь;
  • необходимо создать условия для нормального дыхания.
  • При ранениях и кровотечениях нельзя:
  • обрабатывать рану перекисью водорода 3%;
  • освобождать рану от остатков одежды;
  • промывать рану водой.*
  • При артериальном кровотечении наложенный жгут нельзя держать более:
  • 30 мин;
  • 1 ч;*
  • 45 мин.
  • При ушибах и растяжениях на поврежденное место накладывается:
  • холод;*
  • тепло;
  • свободная повязка.
  • При переломах костей конечностей накладывается шина:
  • выше области перелома;
  • ниже области перелома;
  • выше и ниже области перелома, так чтобы шина захватывала не менее двух ближайших суставов.*
  • При черепно-мозговой травме:
  • необходимо положить на голову холод;*
  • необходимо положить на голову тепло;
  • необходимо наложить на голову марлевую повязку.
  • При попадании в глаза щелочного раствора:
  • необходимо промыть глаза мыльным раствором;
  • необходимо промыть глаза проточной водой в большом количестве;*
  • создать пострадавшему покой.
  • Принцип оказания медицинской помощи и эвакуации из очага поражения (этапность):
  • двухэтапный *
  • трехэтапный
  • одноэтапный