Предисловие

Мировой опыт преподавания показал, что освоение знаний и навыков в последнее время требует модернизированного подхода, так как достижение компетентности с применением новых, передовых технологий в обучении и преподавании позволит более успешно не только приобрести знания и навыки, но и применить их в реальной ситуации. Международный образовательный проект ModeHEd Modernizing Health Educationin Universities — 561857-EPP-1-2015-1-DE-EPPKA2-CBHE-JP) – программа Европейского Союза, Эразмус Плюс в сотрудничестве с Республиканским Учебным Центром Неотложной Медицинской Помощи Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, Ташкентской медицинской академией создали данное электронное учебное пособие для студентов медицинских (факультет высшее сестринское дело), немедицинских образовательных учреждений, сотрудников служб оказания услуг и помощи населению.

ХХI век — это век нанотехнологий, стремительного роста производства, дальнейшего внедрения химии, сложнейших приборов и аппаратов в быт, промышленность и сельское хозяйство, что приводит к постоянному увеличению числа людей, находящихся в тесном контакте с химическими веществами и предметами производства в процессе их использования и самого производства. Наше время – это время стремительного увеличения скоростей, связанных с дальнейшим ростом автомобильной, железнодорожной и авиастроительной техники, скоростей, экономящих время передвижения по нашей планете и, возможно, межпланетных сообщений. Но ХХI век — это век продолжающих иметь место природных и техногенных катаклизмов, количество и разрушительная сила которых, надо полагать, в связи с указанным выше, станут больше. Если ещё 5 лет назад мировая статистика свидетельствовала о том, что в каждую 2 секунду по дорогам мира происходит ДТП, то сегодня это уже каждая 1,5 секунда, из которых не менее 40% это тяжёлые повреждения черепа и мозга, дающие высокий процент смертности и инвалидизации. Многочисленные природные катаклизмы (землетрясения, ураганы, цунами, пожары, затопления и т. д.), техногенные катастрофы (Чернобыльская АЭС, Саяно-Шушенская ГЭС, авиакатастрофы, крушения поездов и т. д.) продолжают оставаться основным источником потерь человеческих жизней.

Вся мировая практика с очевидностью свидетельствует о том, что, при прочих равных условиях, результаты оказания помощи при природных и техногенных катаклизмах гораздо лучше там, где выше медицинская грамотность широких слоёв населения, ибо первым спасателем должен быть не врач, который прибывает на место происшествия через определённый, как правило, длительный промежуток времени, а человек, который остался жив. Доказано, что оказание первой доврачебной помощи в ближайшие минуты и час после полученной травмы, повышает эффективность оказанной помощи на 50-60%.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения смертность вследствие различных катаклизмов, несчастных случаев и сердечных приступов в странах Центральной и Восточной Европы и Евразии приблизительно втрое выше, чем в США. Одной из важных причин такого высокого показателя является отсутствие хорошо подготовленного персонала, предназначенного для оказания первой неотложной медицинской помощи и низкая медицинская грамотность населения, что наряду с относительно слабой инфраструктурой неотложной помощи снижает возможность адекватно реагировать в случае неожиданного заболевания, несчастного случая или катастрофы.

Данное «Руководство по оказанию первой неотложной доврачебной помощи» является отражением новейших взглядов, методов и подходов к оказанию экстренной помощи населению студентом и службой экстренной медицинской помощи, разработанных на основе доказательной медицины и, безусловно, служит гуманным целям — спасению жизни человека.

Следует отметить, что материалы данной публикации не отражают мнения Европейской Комиссии.

Хочется выразить особую БЛАГОДАРНОСТЬ национальному офису Erasmus+ (NEO) Узбекистана и Казахстана, Грантхолдера проекта «ModeHEd» — Лейпцигский Университет Прикладных Наук, Ферганский Государственный Университет, как инициатора проекта и локального координатора Узбекистана, Южно-Казахстанскую Государственную Фармацевтическую  Академию, как локального координатора Казахстана, а также партнеров из университетов Европейского Союза – Карлов Университет в Праге, Чехия и Университет Павла Йозефа Шафарика в Кошице, Словакия за содействие в работе проекта и помощь, оказанную в издании данного учебного пособия.